Научный метод познания. Антропный принцип

Страница 1

Галилео Галилей первым в основу научного знания положил незыблемый фундамент – эксперимент. Ученый-богослов Исаак Ньютон построил на этом фундаменте классическую механику. Совместными трудами многих ученых строилось здание современной физики. Полезно вспомнить, что путь развития науки – это разработка гипотез – рабочих моделей, огромное количество которых, выполнив свою функцию накопления экспериментальных данных, были отброшены, как только появлялся хотя бы один эксперимент, опровергающий данную гипотезу. На смену одному утверждению приходило другое и так до становления теории, которая в границах своей применимости могла объяснить все экспериментальные результаты.

Основные понятия физики – пространство, время, материя, электрический заряд, магнитное поле, поле тяготения и т.д., если задуматься, не ясны, и часто одно определяется через другое. Например, поле – особый вид материи, обладающий определенным набором свойств. Исчерпывающих представлений об этих понятиях не существует. Законы природы, в отличие от юридических законов, существуют независимо от человека, могут быть установлены человеком, но человек не может их изменить или нарушить.

Все теории имеют границы применимости, так как в основе каждой теории лежит "модель". (Материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и т.д.)

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что теория следует за экспериментом. Теория только тогда приобретает право на законное существование, когда она подтверждена абсолютно всеми экспериментами, которые ставились в границах ее применимости, достаточно одного "необъяснимого" факта, чтобы объявить ее ошибочной. Тем не менее, в настоящее время многие рабочие гипотезы гордо именуются теориями, даже когда их можно назвать только фантастическим романом, особенно это часто встречается в астрофизике. По телевизору мы "видим" как за секунды развиваются процессы, которые, по мнению авторов реально происходили тысячи, а то и миллионы лет. Компьютерная графика достигла огромных успехов, но достоверность этих "картин" близка к нулю, они не подтверждены никакими экспериментальными фактами и существуют лишь на бумаге, экране и умах их авторов.

Измерение любой физической величины – это сравнение ее с некоторой величиной, "принятой" за единицу. (Тема урока в седьмом классе.) Начиная изучать физику, ученик должен уяснить и запомнить, что любое измерение не может быть абсолютно точным. Т.е. "абсолютная точность" принципиально невозможна. Физика – "точная наука" только внутри четко обозначенных границ.

Закон сохранения энергии никогда не нарушался в материальном мире, но откуда взялась материя и весь наш мир – наука принципиально не может дать ответ. Человеку это знание дано в Священном Писании, которое указывает нам последовательность событий: Сотворение Земли, Солнца, Луны и звезд, отделения вод от суши, возникновения обитателей вод и земли и, наконец, сотворения человека. Известно из Божественных откровений и время сотворения мира. Вот тут и начинаются кажущиеся противоречия между наукой и Писанием.

Антропный принцип

Наука установила, что тот материальный мир, в котором мы живем, все в нем существующее, определяется четырьмя видами взаимодействий: гравитационным, электромагнитным, сильным и слабым.

Эти взаимодействия определяют законы микро- и макромиров: от ядерных реакций и строения атома до строения звезд и галактик. Интенсивность этих взаимодействий можно оценить значениями так называемых констант связи, или констант взаимодействия (иногда применяется термин мировые постоянные). Физики-теоретики проанализировали возможные последствия изменения соотношений между константами связи: оказалось, что практически любые изменения существующего соотношения разрушают наш мир, и жизнь на Земле становится невозможной. Вселенная "настроена" так точно, что малые изменения констант связи влекут за собой катастрофические последствия.

Гравитационное взаимодействие определяет движение планет в Солнечной системе и всей Вселенной, структуру и, как следствие температуру звезд.

Электромагнитное взаимодействие осуществляет связь электронов и ядра в атомах и связь между атомами в молекулах и кристаллах.

Ядерное взаимодействие определяет устойчивость ядер и процессы в недрах звезд и Солнца. Будь оно на 2% слабее и не станет устойчивых связей нейтронов и протонов, т.е. не будет ядер, атомов и т. д. Если же оно будет на 0,3% сильнее, то вместо легких элементов водорода и гелия (два основных элемента во Вселенной) будут преобладать тяжелые металлы.

Страницы: 1 2

Интересное из раздела

Космологическая космогоническая небулярная гипотеза
Космология – основана на наблюдении и изучении космоса. Космогония – наука о возникновении и развитии космических тел и систем. Небулярная – связанная с газопылевыми туманностями. В 187 ...

Основные этапы геологической истории Земли.
Прежде чем перейти к рассмотрению развития органического мира, ознакомимся с основными этапами геологической истории Земли. Геологическая история Земли подразделяется на крупные промежутки ...

Методология и терминология.
Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных «противо­тен­ден­ций», балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. В ...